18.4. КОМПОНЕНТЫ СТРАНИЦЫ SYSTEM

В этом разделе не описаны расположенные на этой странице компоненты TDDEClient, TDDEClientItem, TDDEServer И TDDEServerItem.

Они рассчитаны на поддержку устаревшей технологии межпрограммного обмена данными DDE - Dynamic Data Exchange (динамический обмен данными), которая в современных программах полностью вытеснена технологией OLE.

18.4.1. TTimer - таймер

Компонент TTimer (таймер) служит для отсчета интервалов реального времени. Его свойство interval определяет интервал времени в миллисекундах, который должен пройти от включения таймера до наступления события onTimer. Таймер включается при установке значения True в его свойство Enabled. Раз включенный таймер все время будет возбуждать события onTimer до тех пор, пока его свойство Enabled не примет значения False.

Следует учесть, что в силу специфики реализации аппаратного таймера персонального IBM-совместимого компьютера минимальный реально достижимый интервал отсчета времени не может быть меньше 55 миллисекунд (этот интервал называется тиком). Более того, любой интервал времени, отсчитываемый с помощью таймера, всегда кратен 55 миллисекундам. Чтобы убедиться в этом, проделайте следующий эксперимент, в котором подсчитывается среднее время между двумя срабатываниями таймера:

var

BegTime: TDateTime;

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

var

h, m, s, ms: Word;// Переменные для декодирования времени

const

MaxTick = 10; // Количество интервалов таймера

begin

if Tag = 0 then

BegTime := Time; // Запоминаем начальное время

Tag := Tag + 1; // Наращиваем счетчик тиков

if Tag = MaxTick then

begin

Timeri.Enabled := False; // Выключаем таймер

// Декодируем значение 1 тика

DecodeTime((Time-BegTime)/MaxTick, h, m, s, ms);

// Выводим результат в заголовке окна:

Caption := IntToStr(s) + ' s ' + IntToStr(ms) + ' ms'

end

end;

Обратите внимание на определение глобальной переменной BegTime в области видимости процедуры TimerlTimer. Необходимость нескольких (MaxTick) срабатываний для точного усреднения результата связана с тем, что системные часы также обновляются каждые 55 мс. После запуска программы в заголовке окна вы увидите строку

О s 55 ms ,

в которой указывается, сколько реального времени разделяет два соседних события OnTimer. Этот результат повторится для любых значений константы MaxTick. Если вы установите Interval таймера в диапазоне от 56 до 110 миллисекунд, в заголовке будет указано 110 ms И Т. Д.

18.4.1.1. Мультимедийный таймер

В ряде практически важных применений (при разработке игр, в системах реального времени для управления внешними устройствам и т. п.) интервал 55 мс может оказаться слишком велик. Современный ПК имеет мультимедийный таймер, период срабатывания которого может быть от 1 мс и выше. Однако этот таймер не имеет компонентного воплощения, поэтому для доступа к нему приходится использовать функции API.

Общая схема его использования такова. Сначала готовится процедура обратного вызова (call back) с таким заголовком:

procedure TimeProc(uID, uMsg: UINT; dwUser, dwi, dw2: DWORD);

stdcall;

Здесь uID - идентификатор события таймера (см. ниже); uMsg - не используется; dwuser - произвольное число, передаваемое процедуре в момент запуска таймера; dwi, dw2 - не используются. Запуск таймера реализуется функцией

function timeSetEnet(uDelay, uResolution: UINT;

IpTimeProc:Pointer;

dwUser: DWORD;

fuEvent: UINT): UINT;

stdcall;

external 'winmm.dll';

Здесь uDelay - требуемый период срабатывания таймера (в мс);

uResolution - разрешение таймера; значение 0 означает, что события срабатывания таймера будут возникать с максимально возможной частотой; в целях снижения нагрузки на систему вы можете увеличить это значение; IpTimeProc - адрес процедуры обратного вызова; dwUser - произвольное число, которое передается процедуре обратного вызова и которым программист может распоряжаться по своему усмотрению; fuEvent - параметр, управляющий периодичностью возникновения события таймера: time_oneshot (0) - событие возникает только один раз через uDelay мс; time_periodic (1) - события возникают периодически каждые uDelay мс. При успешном обращении функция возвращает идентификатор события таймера или 0, если обращение было ошибочным.

Таймер останавливается, и связанные с ним системные ресурсы освобождаются функцией

function timeKillEvent(uID: UINT): UINT;

stdcall; external 'winmm.dll';

Здесь uID - идентификатор события таймера, полученный с помощью timeSetEvent.

В следующем примере иллюстрируется особенность использования мультимедийного таймера.

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls, Buttons, ExtCtrls;

type

TfmExample = class(TForm)

Panell: TPanel;

bbRun: TBitBtn;

bbClose: TBitBtn;

edinput: TEdit;

IbOutput: TLabel;

mmOutput: TMemo;

procedure bbRunClick(Sender: TObject);

procedure FormActivate(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations

end;

var

fmExample: TfmExample;

implementation

{$R *.DFM} // Объявление экспортируемых функций:

function timeSetEvent(uDelay, uReolution: UINT; IpTimeProc:

Pointer;

dwUser: DWORD; fuEvent: UINT): Integer;

stdcall;

external

'winmm';

function timeKillEvent (uiD: UINT): Integer;

stdcall;

external 'winmm' ;

// Объявление глобальных переменных

var

uEventID: UINT; // Идентификатор события таймера

BegTime: TDateTime; // Засечка времени

Counter: Integer; // Счетчик повторений

Delay: Word; // Период срабатывания

procedure ProcTime(uID, msg:. UINT; dwUse, dwi, dw2: DWORD);

stdcall;

// Реакция на срабатывание таймера (процедура обратного вызова)

var

h, m, s, ms: Word; // Переменные для декодирования времени

const

MaxCount = 55; // Количество повторений

begin

timeKillEvent(uEventID); // Останавливаем таймер

Counter := Counter+1; // Наращиваем счетчик

if Counter=MaxCount then // Конец цикла?

begin // - Да: декодируем время

DecodeTime((Time-BegTime)/MaxCount, h, m, s, ms);

fmExample.mmOutput.Lines.Add(

// Сообщаем результат

Format('Задано %s ms. Получено %d ms', [fmExample.edinput.Text, ms ] ) ) ;

fmExample.edinput.Text := ''; // Готовим повторение fmExample.edinput.SetFocus

end

else // - Нет: вновь пускаем таймер

uEventID := timeSetEvent(Delay,0,@ProcTime,0,1);

end;

procedure TfmExample.bbRunClick(Sender: TObject);

// Запускает таймер, edinput содержит требуемый период.

begin

// Проверяем задание периода

if edinput.Text= '' then Exit;

try

Delay := StrToInt(edinput.Text)

except

ShowMessage('Ошибка ввода числа');

edinput.SelectAll;

edinput.SetFocus ;

Exit

end;

Counter := 0;

// Сбрасываем счетчик

BegTime := Time;

// Засекаем время

// Запускаем таймер:

uEventID := timeSetEvent(Delay,0,@ProcTime,О,1);

if uEventID=0 then

ShowMessage('Ошибка запуска таймера ' )

end;

procedure TfmExample.FormActivate(Sender: TObject);

begin

edinput.SetFocus

end;

end.

18.4.2. TPaintBox - окно для рисования

Назначение компонента TPaintBox - дать вам простое окно с канвой для рисования произвольных изображений. Канва содержится в свойстве Canvas компонента, графические инструменты - в свойствах Font, pen и Brush, а собственно рисование осуществляется в обработчике события OnPaint. Особенности использования этих инструментов см. в п. 16.4. Например, следующий обработчик создаст окно, показанное на рис. 18.35:

Рис. 18.35. Пример использования TPaintBox

procedure TFormI.PaintBoxIPaint(Sender: TObject);

var

X, Y: Integer;

begin

with PaintBoxl, Canvas do

begin

Brush.Color := cIRed;

Ellipse (0, 0, Width, Height);

Font.Name := 'Arial';

Font.Size := Height div 5;

Font.Style := [fsBold, fsltalic];

Font.Color := clWhite;

X := (Width - TextWidth('Delphi')) div 2;

Y := (Height - TextHeight('D')) div 2;

TextOut(X, Y, 'Delphi')

end

end;

При повторении примера положите на пустую форму компонент

TPaintBox И установите его размеры: Height = 100/ Width = 300.

18.4.3. TMediaPlayer - медиаплейер

Компонент TMediaPlayer представляет собой набор кнопок (рис. 18.36), предназначенных для управления различными мультимедийными устройствами (компакт-дисками, звуковыми картами и т. п.).

 

Рис. 18.36 . Кнопки компонента TMediaPlayer

Если ваш компьютер оснащен звуковой картой, вставьте этот компонент в пустую форму, в его свойство FileName поместите название любого файла с расширением WAV (из каталога с: | winsows | media), установите в свойство Autoopen компонента значение True и запустите программу - после щелчка мышью по кнопке вы услышите звучание выбранного музыкального фрагмента. Как видите, использование компонента предельно просто. Он автоматически распознает тип мультимедийного устройства по расширению файла и берет на себя управление этим устройством. Разумеется, в каждый момент времени компонент может управлять лишь одним устройством, однако с помощью изменения содержимого FileName или явно с помощью свойства DeviceType программа может менять устройство, связанное с компонентом.

Каждая кнопка компонента имеет собственное имя, позволяющее программисту сделать какую-либо кнопку невидимой или недоступной. В следующей таблице приводится имя и назначение каждой кнопки (под носителем информации подразумеваются файлы и физические устройства, которые могут служить источником или приемником информации).

  btStop

Останавливает запись или воспроизведение

 btNext

Позиционирует устройство на следующую дорожку или в конец носителя информации, если устройство не имеет дорожек

  btPrev

Позиционирует устройство на предыдущую дорожку или в начало носителя информации, если устройство не имеет до

  btStep

рожек Позиционирует устройство на один блок кадров ближе к концу носителя информации. Количество кадров в блоке

  btBack

содержится в свойстве Frames компонента Позиционирует устройство на один блок кадров ближе к началу носителя информации

btRecord

Начинает запись в носитель информации

  btEject

Освобождает устройство от носителя информации

  btPlay

Запуск

  btPause

Пауза

 

Свойства компонента:

property AutoEnable: Boolean;

Разрешает/запрещает автоматическое определение доступных и запрещенных кнопок

property AutoOpen: Boolean;

Разрешает/запрещает автоматический старт записи/воспроизведения в момент создания формы, в которую вставлен компонент

property AutoRewind: Boolean;

 

Разрешает/запрещает автоматическую

“перемотку” носителя информации в момент начала записи или воспроизведения.

Игнорируется, если устройство имеет дорожки или если установлены значения в свойства startpos и EndPos

TMPDevCaps = (mpCanStep, mpCanEject, mpCanPlay, mpCanRecord,

mpUsesWindows);

TMPDevCapsSet = set of

TMPDevCaps;

Содержит возможности устройства, связанного с компонентом mpCanStep, - может смещать носитель на кадр вперед или назад (устройство типа Animation, AVI Video, Digital Video, Overlay, или VCR); mpCanEject - может автоматически удалять носитель из устройства; mpCanPlay - может воспроизводить информацию; mpCanRecord - может записывать информацию; mpUsesWindows - может использовать окно для отображения процесса

property Capabilities: TMPDevCap

sSet; TMPBtnType = (btPlay, btPause, btStop, btNext, btPrev, btStep,

btBack, btRecord, btEject);

Кнопки, перечисленные в этом свойстве, будут использовать умалчиваемые цвета, не перечисленные кнопки будут черно-белыми.

TButtonSet = set of TMPBtnType;property ColoredButtons: Tbutton Set;

По умолчанию множество ColoredButtons содержит все кнопки 

property DeviceID: Word;

 

Содержит Windows-идентификатор устройства, связанного с компонентом. Доступно только для чтения

TMPDeviceTypes = (dtAutoSelect,

dtAVIVideo, dtCDAudio, dtDAT,

dtDigitalVideo, dtMMMovie,

dtOther, dtOverlay, dtScanner, dtSequencer, dtVCR, dtVideodisc,

dtWaveAudio);

property DeviceType: TMPDevice

Types;

Содержит тип устройства. Если Device-

Type" dtAutoSelect, тип определяется

автоматически по расширению файла в свойстве FileName. Каждое мультимедийное устройство в момент инсталляции указывает в файле system. ini, файлы с какими расширениями оно поддерживает

property Display: TWinContrn:

Содержит ссылку на окно для устройств, которые могут его использовать в процессе записи/воспроизведения

property DisplayRect: TRect;

 

Содержит область окна Display, которое устройство может использовать для отображения процесса записи/воспроизведения. Для улучшения процесса отображения рекомендуется в DisplayRect указывать умалчиваемые размеры(задаются координатами 0,0 для правого нижнего угла)

property EnabledButtons: TButtonSet;

 

Содержит множество доступных кнопок (тип TButtonSet описан выше для свойства ColoredButtons)

property EndPos: Longint;

Содержит положение носителя информации в момент прекращения записи или воспроизведения. Переустановка значения приводит к повторению записи или воспроизведения

property Error: Longint;

Содержит код ошибки. Доступно только для чтения

property ErrorMessage: String;

Содержит сообщение об ошибке. Доступно только для чтения

property FileName: String;

Содержит имя читаемого или записываемого файла

property Frames: Longing; 

 

Определяет количество кадров, пропускаемых при выполнении методов step или Back

property Length: Longint; 

Содержит текущую длину носителя информации. Доступно только для чтения

TMPModes = (mpNotReady,-ipStopped, mpPlaying, mpRecord-

ing, mpSeeking, mpPaused,

-npOpen) ;

property Mode: TMPModes;

Показывает текущее состояние мультимедийного устройства: mpNotReady - не готово; mpStopped - остановлено; mpPlaying -

воспроизводит информацию; mpRecording -записывает информацию; mpSeeking -

перемещает носитель информации;

mpPaused - Приостановлено; mpOpen - от крыто. Доступно только для чтения

property Notify: Boolean;

PNotifyValues = (nvSuccessful,

Superseded, nvAborted, nvFailre);

Содержит True, если методы Back, Close, Eject, Next, Open, Pause, PauseOnly, Play, Previous, StartRecording, Resume, Rewind, Step и Stop будут создавать событие OnNotify

Содержит результат последней команды, создающей событие OnNotify: nvSuccessful - выполнена успешно; nvSuperseded

property NotifyValue: TMPNotify;

Values;

заменена другой командой; nvAborted досрочно прервана; nvFailure - завершилась ошибкой. Доступно только для чтения

property Position: Longint; 

 

Содержит текущую позицию носителя информации

property Shareable: Boolean;

Разрешает/запрещает другим компонентам и программам использовать устройство, связанное с данным компонентом

property Start: Longing;

Содержит позицию от начала носителя, с которой начинается запись или воспроизведение. Определяется в момент открытия устройства и доступно только для чтения

property StartPos: Longint;

Содержит текущую позицию от начала носителя, с которого начинается запись или воспроизведение

TMPTimeFormats = (tfMilliseconds,

tfHMS, tfMSF, tfFrames,tfSMPTE24, tfSMPTE25, tfSMPTESO,tfSMPTE30Drop, tfBytes, tfSam ples, tfTMSF);property TimeFormat: TMPTimeFor mats;

Определяет формат представления данных в свойствах StartPos, Length, Position, Start и Endpos (см. пояснения ниже)

property TrackLength[TrackNum: Integer]: Longint;

Возвращает длину (в формате TimeFormat) дорожки с индексом TrackNum. Доступно только для чтения

property TrackPosition[TrackNum:

Integer]: Longint

Возвращает стартовую позицию (в формате

TimeFormat) дорожки С индексом TrackNum.

Доступно только для чтения

property Tracks: Longint;

Содержит количество дорожек в открытом

устройстве. Доступно только для чтения

property VisibleButtons: TButtonSet; 

 

Содержит множество видимых кнопок (тип TButtonSet описан выше для свойства ColoredButtons)

property Wait: Boolean; 

 

Если содержит True, управление возвращается в программу только после завершения перехода устройства в другое состояние, связанное с методами Back, Close, Eject, Next, Open, Pause, PauseOnly, Play, Previous, StartRecording, Resume, Rewind, Step или Stop

 Если свойство AutoEnabie имеет значение True, компонент автоматически по типу устройства или расширению файла и значению свойства Mode определяет, какие кнопки будут доступны пользователю. Если AutoEnabie=Faise, доступными будут только те кнопки, которые входят в множество EnabiedButtons. Множество Enabied-

Buttons игнорируется, если AutoEnable=True.

Свойство AutoRewind игнорируется, если устройство имеет дорожки или если процесс записи/воспроизведения вызван изменением значения в свойстве StartPos или Endpos.

Положение носителя В свойствах StartPos, Length, Position, Start и EndPos В Зависимости от значения свойства TimeFormat должно интерпретироваться следующим образом (отсчет ведется от начала носителя информации):

tfMilliseconds

Миллисекунды в диапазоне от 0 до 4 294 967 295 Часы, минуты, секунды.

tfHMS

Занимают в порядке перечисления по одному байту начиная с младшего. Старшин байт Longint не используется

tfMSF

Минуты, секунды и кадры. Занимают в порядке перечисления по одному байту начиная с младшего. Старший байт Longint не используется

tfFrames

Кадры в диапазоне от 0 до 4 294 967 295

tfSMPTE24

Часы, минуты. секунды и количество блоков по 24 кадра в секунду. Занимают в порядке перечисления по одному байту начиная с младшего

tfSMPTE25

Часы, минуты, секунды и количество блоков по 25 кадров в секунду

tfSMPTE30

Часы, минуты, секунды и количество блоков по 30 кадров в секунду

tfSMPTE30Drop

Часы, минуты, секунды и количество пропущенных блоков по 30 кадров в секунду

tfBytes

Байты в диапазоне от 0 до 4 294 967 295

tfSamples

Количество условных блоков информации в диапазоне от 0 до 4294967295

tfTMSF

Дорожки, минуты, секунды и кадры. Занимают в порядке перечисления по одному байту начиная с младшего

 

Свойство TimeFormat недоступно из окна Инспектора объектов и устанавливается автоматически при открытии мультимедийного устройства методом open. В связи с этим значения в свойствах StartPos, Position и EndPos могут устанавливаться, а в свойствах Length, Start, TrackLength И TrackPosition Становятся действительными только после вызова СPеn.

Методы компонента:

procedure AutoButtonSet(Btn: TMPBtnType); dynamic;

 

 

Реализует разрешение/запрещение кнопок компонента при установке в свойство AutoEnable значения True Перемещает текущую позицию в носителе информации назад на количество кадров, содержащихся В свойстве Frames

procedure Back;

По умолчанию вызывает обработчик события OnClick.

procedure Click(Button: TMPBtnType; var DoDefault: eoolean); dynamic ;

Предназначен для перекрытия в потомках

procedure Close;

Закрывает связанное с компонентом устройство

procedure DoNotify; dynamic;

По умолчанию вызывает обработчик события OnNotify. Предназначен для перекрытия в потомках

procedure Eject;

Выгружает носитель информации из устройства

procedure MMNotify(var Message: TMessage); message :MCINOTIFY;

Реализует отклик на сообщение Windows мм mcinotify. По умолчанию вызывает метод DoNotify

procedure Next;

Перемещает текущую позицию носителя на начало следующей дорожки, а если устройство

не имеет дорожек - в конец носителя

procedure Notification ( AComponent: TComponent; Operation:

TOperation); override;

Извещает компонент AComponent о том, что завершилась операция Operation 

 

procedure Open;

Открывает мультимедийное устройство

procedure Pause; 

 

Приостанавливает процесс воспроизведения или записи информации. Если устройство уже было

приостановлено, восстанавливает процесс с помощью вызова метода Resume

procedure PauseOnly;

 

 

Приостанавливает процесс воспроизведения

или записи информации. Если устройство уже было приостановлено, ничего не делает

procedure Play; 

 

 

Начинает воспроизведение с позиции StartPos, а если это свойство не установлено - с текущей позиции position

procedure PostClick (Button:

TMPBtnType); dynamic; 

Реализует отклик на событие OnPostClick. По умолчанию вызывает соответствующий обработчик события

procedure Previous; 

 

 

Перемещает текущую позицию носителя на начало предыдущей дорожки, а если устройство не имеет дорожек - в начало носителя

procedure Resume;

Восстанавливает процесс записи или воспроизведения. Вызывается при повторном щелчке по кнопке btPause

procedure Rewind;

Перемещает текущую позицию носителя к положению, определяемому свойством Start

procedure Save;

Сохраняет информацию в файле с именем FileName

procedure StartRecording;

Начинает запись информации с текущей позиции или позиции StartPos

procedure Step;

Перемещает текущую позицию в носителе информации вперед на количество кадров, содержащихся В свойстве Frames

procedure Stop;

Прекращает запись или воспроизведение информации

Для компонента определены следующие события:

EMPNotify = procedure (Sender:

TObject; Button: TMPBtnType;

var DoDefault: Boolean) of object;

property OnClick: EMPNotify;

Возникает после щелчка по кнопке Button компонента. Если DoDefault=True, вызывается метод, связанный с этой кнопкой

 

property OnNotify: TNotifу Event; 

 

Возникает после завершения вызова одного из методов Back, Close, Eject, Next, Open, Pause, PauseOnly, Play, Previous, Resume, Rewind, StartRecording, Step или Stop,если свойство Notify имеет значение True

EMPPostNotify = procedure

(Sender: TObject; Button: TMPBtnType) of object;

property OnPostClick: EMPPost-Notify;

Если wait=True, событие OnPostClick возникает только после завершения соответствующей операции, вызванной событием OnClick, в противном случае - немедленно после OnClick

Примечание

Иногда требуется воспроизвести короткий звуковой сигнал для привлечения внимания пользователя программы - например, после завершения длительного , по времени процесса- обновления данных. Стандартная для Delphi процедура без параметров Веер извлекает сигнал из системного динамика только в том случае, если ПК не оснащен звуковой картой. С другой стороны, мощные возможности компонента TMediaPlayer кажутся излишними для решения этой задачи на ПК, оснащенных звуковой картой. В этом случае может пригодиться API-функция MessageBeep, с помощью которой Windows 32 озвучивает стандартниге диалоговые окна. Единственным параметром обращения к ней является один из следующих идентификаторов стандартного звука: mb_IconAsfcerisk, mb_IconExcla-mation, mb_IconHand, mb IconQuestion, mb Ok. Обращение с параметром $ffffffff игнорирует звуковую карту и извлекает “бип” из системного динамика. Сразу после обращения функция возвращает управление программе и воспроизводит звук асинхронно.

Значительно более богатыми возможностями в этом отношении имеет, API-функция PlaySound, которая способна воспроизводить любые звуковые клипы.

Заголовок функции:

function PlaySound(pszSound: PChar; hmod: HINST;

fdw.Sound: Cardinal): .Boolean;

3десь pszSound - имя воспроизводимого файла; hmod - указывает Экземпляр программы, если звук берется из ресурсного файла ( в противном случае содержит 0); fdwSound - параметр, уточняющий воспроизведение. Его значениями могут быть: snd_async звук воспроизводится асинхронно (функция возвращает управление сразу после обращения к ней); end loop звук воспроизводится постоянно до тех пор, пока не будет .вызвана та же функция с параметром pszSound=0;

SND_NOSTOP функция пытается воспроизвести звук, если устройство не занято; в противном случае не воспроизводит ничего; если устройство занято, но этот параметр не указан, функция прервет воспроизведение старого звука и начнет воспроизведение нового;

SND_NOWAIT если устройство занято, функция не будет воспроизводить новый звук;

SND_PORGE. прекращает, воспроизведение всех звуков для данной задачи;

SND SYNC воспроизводит звук синхронно и возвращает управление только после полного его воспроизведения.

18.4.4. TOleContainer - контейнер объектов OLE

Компонент является удобным контейнером для размещения связанного или внедренного OLE-объекта. Такие объекты (таблицы, картинки, фрагменты текста и т. п.) на форме Delphi-программы выглядят как обычно или заменяются пиктограммами. Замечательной особенностью OLE-объекта является то, что его активизация (обычно с помощью двойного щелчка мышью) приводит к активизации связанной с объектом программы, которая называется OLE-сервером и которая после загрузки показывает на экране свое окно и предоставляет пользователю средства редактирования объекта.

Типичными OLE-серверами являются такие системные утилиты, как Paint и Notepad, текстовый процессор Word, табличный процессор Excel и др.

Чтобы наглядно продемонстрировать возможности компонента, проделайте следующее.

procedure TFormI.FormCreate(Sender: TObject);

begin

{Поскольку в следующем операторе имя файла указано без маршрута поиска, файл 'athena.bmp' должен находиться в каталоге запуска программы!}

OleContainerI.CreateObjectFromFile('athena.bmp',False)

end;  

Запустите программу и дважды щелкните по изображению мышью. После паузы, вызванной загрузкой программы-сервера, вы увидите окно, показанное на рис. 18.37.

Рис. 18.37. Пример связывания OLE-обьекта с сервером Paint

Теперь вы можете использовать средства графического редактора Paint для редактирования изображения. Чтобы завершить редактирование, нажмите Esc - окно примет первоначальный вид, но изображение в нем сохранит все внесенные в него изменения.

Не правда ли, весьма впечатляющая демонстрация мощных возможностей компонента: ведь для полноценного доступа к сложной технологии OLE понадобился единственный вызов одного из его методов.

Компонент может создавать как связанные, так и внедренные объекты и открывать окно сервера как в отдельном окне, так и в окне содержащей его программы. В последнем случае при запуске сервера происходит автоматическая замена опций главного меню программы с групповыми индексами 1, 3 и 5 (если они есть) на опции главного меню сервера, а также вставка в окно программы инструментальных панелей сервера. Если компонент открывается в окне программы, его свойство Align (или такое же свойство панели, на которую он помещен) должно иметь значение alClient.

Свойства компонента:

property AllowActiveDoc: Boolean;

Разрешает/запрещает компоненту использовать специализированный интерфейс для документов loleDocumentSite

property AllowInPlace: Boolean;

 

Определяет способ размещения OLE-

сервера. Если имеет значение True и свойство Icon=False, окно сервера с редактируемым объектом размещается в пределах размера компонента, в противном случае создается отдельное окно для сервера

(независимо от значения icon)

TAutoActivate = (aaManual, aaGet-

Focus, aaDoubleClick) ; property AutoActivate: TAutoActivate;

Определяет способ активизации OLE-

объекта: aaManual - активизируется путем программного вызова метода doVerb(ovShow);aaGetFocus - активизирует ся при получении фокуса ввода; aaDouble Click - активизируется при двойном щелчке мышью

property AutoVerbMenu: Boolean;

Если имеет значение True, для компонента автоматически создается вспомогательное меню, содержащее доступные команды OLE-сервера

TBorderStyle = bsNone..bsSingle;

property BorderStyle: Tborder Style;

Определяет стиль рамки: bsNone - компонент не имеет рамки; bsSingle - компонент имеет рамку толщиной 1 пиксель

property CanPaste: Boolean;

 

 

Содержит True, если буфер clipboard

содержит OLE-объект (или связь с ним), который(ую) можно вставить в компонент. Доступно только для чтения

property CopyOnSave: Boolean;

 

 

 

Если содержит True, перед сохранением объекта в файле или потоке он предварительно сжимается для экономии размеров файла (потока). Если в компоненте размещен очень большой объект и динамической памяти может не хватить для создания временной копии сжатого объекта, в свойство следует поместить значение False

property Iconic: Boolean;

Содержит True, если объект будет заменяться пиктограммой OLE-сервера, и False если объект изображается так, как он будет виден в окне сервера

property Linked: Boolean;

Содержит True, если объект связан с программой, и False - если является ее частью (внедрен в нее). Доступно только для чтения

property Modified: Boolean;

Содержит True, если объект был изменен (в том числе заменен другим или уничтожен)

Property Newlnserted: Boolean;

Содержит True, если объект был заново создан с помощью метода insertOb jectDialog. В этом случае вызывайте DoVerb (ovShow), чтобы показать объект в окне сервера. Доступно только для чтения

property ObjectVerbs: TStrings;

Содержит список команд, которые программа может посылать серверу. Доступно только для чтения

property OldStreamFormat: Boolean;

 

 

В это свойство следует поместить True перед чтением объекта из файла или потока, если объект был создан версией Delphi 1

property OleClassName: String; 

Содержит имя класса, под которым был зарегистрирован OLE-сервер в реестре Windows. Доступно только для чтения

property OleObject: Variant;

Содержит ссылку на OLE-объект

property OleObjectInterface:

IQleObject;

Предоставляет доступ к OLE-объекту через интерфейс сloleObject

property PrimaryVerb: Integer; TSizeMode = (smClip, smCenter,

smScale, smStretch, smAutoSize) ;

property SizeMode: TSizeMode;

Содержит индекс умалчиваемой команды для OLE-объектаОпределяет способ размещения OLEобъекта в контейнере: smClip - отсекаются любые части объекта, выходящие за границы контейнера; smCenter - центрируется в контейнере; smScale - масштабируется так, чтобы целиком заполнить границы контейнера; smStretch - масштабируется так, чтобы не нарушились пропорции объекта; smAutoSize - изменяются границы контейнера, чтобы полностью отобразить объект без искажений

property SourceDoc: String;

Содержит имя файла для связанного объекта

type TObjectState = (osEmpty,

osLoaded, osRunning, osOpen, os InPlaceActive, osUIActive);

property State: TObjectState;

 

 

 

Определяет состояние OLE-объекта: osEmpty - контейнер не содержит объект; osLoaded - объект загружен, но его сервер не запущен; osRuftning - запущен OLE-сервер; osOpen - объект открыт в отдельном окне; osinPlaceActive - объект открыт в окне контейнера, но сервер еще не заменил опции меню и инструментальные панели программы на свои (промежуточное состояние перед osOIActive); osUIActive -объект открыт в окне контейнера

property Storagelnterface: IStorage; 

 

Открывает доступ к интерфейсу низкого уровня istorage, использующемуся для обращения к API OLE

Методы компонента:

function ChangeIconDialog: Boolean;

 

 

Создает и показывает диалоговое окно

смены пиктограммы, заменяющей изображение объекта. Возвращает True, если пользователь закрыл окно кнопкой ОК

procedure Close; 

Закрывает сервер. Все сделанные к этому моменту изменения в объекте автоматически сохраняются

procedure Copy;rocedure CreateLinkToFile(const FileName: String; Iconic: Boolean) ;

Создает связанный объект по имени файла-FileName. Параметр Iconic содержит True, если изображение объекта заменяется пиктограммой

procedure CreateObject(const OleClassName: String; Iconic: Boolean) ;

Создает внедренный объект по имени класса сервера oleClassName. Параметр iconic содержит True, если изображение объекта заменяется пиктограммой

procedure CreateObjectFromFile(const FileName: String;Iconic: Boolean) ; 

 

Создает внедренный объект по имени файла FileName. Параметр iconic содержит True, если изображение объекта заменяется пиктограммой

procedure CreateObjectFromInfo

(const Createlnfo: TCreateInfo);

Создает объект по информации, хранящейся в Createlnfo (см.ниже)

procedure DestroyObject; 

Уничтожает объект без сохранения сделанных в нем изменений

procedure DoVerb(Verb: Integer);

Требует от объекта выполнить действие с индексом verb из списка objectVerbs

function GetIconMetaPict:

HGlobal;

Возвращает указатель на распределенный в куче метафайл для прорисовки пиктограммы объекта на другой канве

function InsertObjectDialog: Boolean; 

 

Создает и показывает диалоговое окно создания объекта. Возвращает True, если пользователь закрыл окно кнопкой OK

procedure LoadFromFile (constFileName: String); 

Загружает объект из файла FileName. Если OldStreamFormat содержит True, загружает объект, созданный с помощью Delphi 1

procedure LoadFromStream(Stream:TStream) ;

Загружает объект из потока Stream. Если OldStreamFormat содержит True, загружает объект, созданный с помощью Delphi 1

function ObjectPropertiesDialog:Boolean; 

 

Создает и показывает диалоговое окно изменения свойств объекта. Возвращает True, если пользователь закрыл окно кнопкой OK

procedure Paste; 

 

Создает объект по данным, хранящимся в буфере Сlipboard

function PasteSpecialDialog: Boolean;

Создает и показывает диалоговое окно специальной вставки объекта. Возвращает True, если пользователь закрыл окно кнопкой ОК

procedure Run; 

 

Запускает сервер, но не активизирует объект. Активизация объекта при запущенном сервере происходит значительно быстрее

procedure SaveAsDocument(const

FileName: Strings-

Сохраняет объект в файле FileName с ис

пользованием формата OLE Document

procedure SaveToFile(const FileName: String) ; 

Сохраняет объект в файле FileName. Если OldStreamFormat содержит True, объект может быть загружен программой, созданной с помощью Delphi 1

procedure SaveToStream(Stream:TStream);

Сохраняет объект в потоке Stream. Если OldStreamFormat содержит True, объект может быть загружен программой, созданной с помощью Delphi 1

procedure UpdateObject;

Обновляет объект, вновь загружая его из источника

procedure UpdateVerbs;

Обновляет список Objectverbs (некоторые команды могут его изменить, например, команда Play может заменить Play на Stop)

Метод СreateObjectFrominfo использует запись типа

type

TCreateInfo = record

CreateType: TCreateType;

ShowAsIcon: Boolean;

IconMetaPict: HGlobal;

ClassID: TCLSID;

FileName: String;

DataObject: IDataObject;

end;

type TCreateType = (ctNewObject, ctFromFile, ctLinkToFile, ctFromData, ctLinkFromData) ;

поля которой имеют следующие назначения:

CreateType

Тип объекта и его источник: ctNewObject - внедренный объект, заданный идентификатором класса ClassID; ctFromFile - внедренный из файла FileName; ctLinkToFile - связанный С файлом FileName; ctFromData - внедренный по данным DataObject; CtLinkFromData -связанный сданными DataObject

ShowAsIcon

Если True, объект изображается пиктограммой

IconMetaPict

Дескриптор глобальной памяти, в которой распределен метафайл для пиктограммы. Если содержит 0 и showAslcon= True, используется стандартная пиктограмма Идентификатор класса сервера

ClassID

FileName

Имя файла

DataObject

Данные для объекта

 

Для компонента определены такие события:

property OnActivate: TNoti-fyEvent;

Возникает сразу после активизации объекта

property OnDeactivate: TNotifyEvent;

Возникает сразу после перехода объекта в неактивное состояние

type TObjectMoveEvent = procedure( OleContainer: TOleCon-tainer; const Bounds: TRect) of object;

Возникает при перемещении или изменении размеров объекта. Параметр Bounds содержит границы объекта в координатах клиентской части контейнера

property On.ObjectMoye: TObjectMoveEvent; property OnResize: TNotifyEvent;

Возникает при изменении размеров окна контейнера